Опорная методическая площадка
В наше время, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого педагога требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, брать ответственность на себя. Все это невозможно без умения творчески работать.
Сегодня мы наблюдаем за нашими учащимися и видим инертность и пассивность их мышления, отсутствие собственной точки зрения, неумения его доказать. Колоссальный поток информации не воспринимается учениками самостоятельно. Это ведет к тому, что наши учащиеся вообще перестают думать и рассуждать, они просто запоминают и воссоздают материал. Исправить это положение и призваны региональные УДОДиМ, в том числе и педагогический коллектив ГУДО «Докшицкий районный центр детей и молодёжи», посредством создания опорных методических площадок.
В ГУДО «Докшицкий районный центр детей и молодёжи» накоплен эффективный опыт по поддержке, пропаганде и популяризации детского декоративно-прикладного творчества через выставочную деятельность. Собран богатый краеведческий материал объединениями по интересам туристско-краеведческого профиля.
Педагогический коллектив ГУДО «Докшицкий районный центр детей и молодёжи» работает сегодня на развитие сетевого взаимодействия, модель которого включает:
- повышение профессиональных компетенций и творческого потенциала педагогов через новые формы: дистанционное обучение, электронный учебно-методический кабинет, создание и использование образовательно-методических комплексов, вебинар и др.;
- оказание практической помощи педагогам дополнительного образования Центра и учреждений образования Докшицкого района при разработке программно-методического обеспечения по различным профилям дополнительного образования детей и молодёжи;
- углубление презентационно-устойчивых форм сетевого взаимодействия.
Можно сделать вывод, что никакая система приемов обучения не будет по-настоящему эффективной, если не найдены пути сотрудничества между самими педагогами, между педагогами и своими учениками. Именно деятельность опорной методической площадки в ГУДО «Докшицкий районный центр детей и молодёжи» дает широкий простор для самовыражения. Применяя разносторонние методы и формы в работе с учащимися, создавая атмосферу заинтересованности в результатах своей деятельности через публичные выступления, участие в различных краеведческих и исследовательских конкурсах, печатание в средствах массовой информации и т.д., можно создать ситуацию, которая позволит каждому учащемуся проявить самостоятельность, инициативу, стимулировать свободу мышления, выражения без боязни ошибиться, умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы.
Исходя из вышесказанного получается, что важнейшей формой воспитания личности на основе культурно-исторического наследия региона являются занятия по краеведению, сбор, изучение краеведческого материала и использование его как на профильных занятиях в учебном заведении, так и в повседневной жизни.
Для данного вида деятельности не нужно больших затрат, не нужно долгих поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, изучить подшивки старых газет, совершить туристический поход или экскурсию по родному краю. И только тогда малая родина откроет массу своих тайн, массу таких факторов, которые смогут вызвать любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И станет видно, что без малой Родины история Беларуси была бы не полной, что вся наша страна состоит из большого количества таких неповторимых местечек, как на Докшичине.
А для этого, первым условием результативности работы опорной методической площадки в ГУДО «Докшицкий районный центр детей и молодёжи», считаем, будут глубокие познания истории своего края самим педагогом. Вторым условием результативности является систематическое использование местного материала на занятиях, постоянная практическая работа, перспективное ее планирование в масштабе всего учреждения дополнительного образования. Третье условие – процессу воспитания личности на основе культурно-исторического наследия региона необходима более глубокая научная основа. Именно на это и нацелена работа опорной методической площадки ГУДО «Докшицкий районный центр детей и молодёжи».